Янгиликлар
Суд, как независимый орган защищающий права граждан
Всем нам хорошо известно, что в целом ряде положений Конституции Республики Узбекистан закрепляются гарантии прав и свобод человека, а основным и главным органом, обеспечивающим эти гарантии, является суд. Требования о независимом суде является правом каждого человека. Это право закреплено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека и в других актах международного права, к которым присоединилась Республика Узбекистан.
Суд- это независимый орган власти, который укрепляет авторитет государства путём разрешения конкретных споров. Суд руководствуясь законом выносит решения имени государства. Общие суды являются стержнем судебной системы в Республике Узбекистан. Этим статусом суды наделяются в первую очередь согласно ст. 11, ст. 130 Конституции, согласно которым, правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных институтов гражданского общества. Примечательно, что в новой редакции Конституции не менее 28 раз так или иначе излагаются отдельные аспекты, связанные с судом и судебной властью.
Следует отметить, что только независимая судебная власть может служить гарантом того, что любой гражданин может защищать свои нарушенные права в компетентном и объективном суде при гласном рассмотрении дела. Принцип независимости судов, закреплённый ст. 136 Конституции даёт судам право и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.
Развивая данные положения статья 138 Конституции Республики Узбекистан устанавливает верховенство судебных актов над актами иных органов: акты судебной власти обязательны для всех государственных органов и других организаций, должностных лиц и граждан.
Так, законом не предусмотрено установление контроля со стороны государственных органов, общественных объединений и других учреждений за рассмотрением судом жалоб и заявлений. Круг лиц, правомочных подавать жалобы на судебные решения, и порядок их рассмотрения строго определен процессуальным законодательством.
Исходя из смысла ст. 136 Конституции, судьи независимы, подчиняются только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность в соответствии с законом. По конкретным делам судьи неподотчетны. Судьи неприкосновенны. Государство обеспечивает безопасность судьи и членов его семьи. Отстранение судьи от разбирательства конкретного дела, прекращение или приостановление его полномочий, перевод на другую должность допускаются только в порядке и по основаниям, установленным законом. Реорганизация или ликвидация суда не может служить основанием для освобождения судьи от должности. Судьи не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти. Судьи не могут быть членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.
Вышеуказанные конституционные гарантии пресекают какое-либо ограничение судебного разбирательства, оказание прямого или косвенного воздействия, не допускают угрозу или вмешательство в судебную деятельность с любой стороны, должностного лица или гражданина по любому поводу. Закон обязывает государственные учреждения, граждан и организации относиться к суду с уважением. Ни один институт государственной власти не вправе возложить на суд обязанности, не связанные с отправлением правосудия. Проявление неуважения к суду недопустимо и подлежит наказанию в установленном законом порядке. Никто не вправе требовать от судьи объяснений по поводу принятия им того или иного решения по делу. Такие объяснения могут быть получены от него только в случаях, предусмотренных законом. При этом следует иметь в виду, что сам факт отмены или изменения судебного решения не является основанием для требования от судей объяснений.
Письменные или устные обращения должностных лиц в суд, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, не подлежат рассмотрению. Средства массовой информации в своих сообщениях о рассматриваемых делах не вправе высказывать мнение о том, каким должно быть судебное решение или другими средствами оказывать воздействие на суд в пользу какого-либо участвующего в деле лица.
Важнейшей гарантией независимости судей, их беспристрастности и объективности, закреплённая во всех процессуальных кодексах является тайна совещания судей и запрещения требовать ее разглашения. Обсуждение дел судьей с представителями сторон, равно другими лицами вызывает сомнение в беспристрастности судьи и поэтому является недопустимым. Судья участвует в обсуждении дела только в совещательной комнате. Судья также не вправе давать советы и высказывать мнение кому бы то ни было по поводу разрешения конкретного дела, поскольку в дальнейшем это дело может оказаться в его юрисдикции. Вышеуказанные конституционные положения закрепляются в многочисленных нормативно-правовых актах.
В рамках данной статьи в связи с обнародованием Конституции в новой редакции хотелось бы остановиться на отдельных конституционных новеллах. Так, в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц. Как нам всем хорошо известно суды уполномочены на рассмотрение уголовных, гражданских, экономических, административных дел и дел об административных правонарушениях на основе безусловного соблюдения принципа верховенства Конституции законов Республики Узбекистан. Новеллой, введённой согласно положений ст. 133 Конституции стало, то, что граждане и юридические лица теперь наделены правом на обращение в Конституционный суд Республики Узбекистан с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и, если все другие средства судебной защиты исчерпаны.
Следует отметить, что наиболее обсуждаемыми сегодня социальными сетями положениями являются конституционные гарантии принципа презумпции невиновности, закрепленные в ст. 28 Конституции на котором мы не можем не остановиться, раскрывая принцип независимости судей. Так, лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана путем гласного судебного разбирательства в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемому обеспечиваются все возможности для своей защиты. Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности. Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.
Говоря о независимости судов, защите прав граждан мы не могли не остановиться на новой главе 14 Конституции, посвященной адвокатуре, т.к. именно для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам действует адвокатура. Примечательно, что теперь положение о том, что вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей не допускается стало конституционной гарантией принципа независимости адвокатуры. Развивая данные положения Конституция гарантирует адвокату обеспечение условий для беспрепятственной и конфиденциальной встречи, консультации со своим подзащитным. Адвокат, его честь, достоинство и профессиональная деятельность находятся под защитой государства и охраняются законом.
Резюмируя вышеуказанное хотелось бы отметить, что независимость судебной системы является продуктом сложной взаимозависимости и сотрудничества различных государственных и негосударственных структур.
Марипова Севархон Арибжановна,
Заведующая кафедрой Центра
повышения квалификации юристов,
доктор наук (PhD), доцент